Применение диагностики АКБ

ЗАКУПКА И ПОСТАВКА АКБ

ЗАДАЧА

  1. Проверка АКБ заявленным характеристикам.
  2. 100% входной контроль качества поставляемых аккумуляторов.

Алгоритм действий

  • В случае, если с даты производства аккумуляторной батареи прошло больше, чем 6 месяцев, перед тестированием аккумуляторы нужно зарядить.
  • значение сопротивления аккумуляторных батарей при входном контроле должно быть не менее чем значение сопротивления, указанное в паспорте на АКБ.
  • Аккумуляторы, не прошедшие отбор по внутреннему сопротивлению, подвергаются процедуре КТЦ с целью измерения остаточной ёмкости для оценки возможности эксплуатации подобных аккумуляторов, а также для предъявления рекламации поставщику аккумуляторов.
  • Если измеренная остаточная ёмкость менее 90%, то данные аккумуляторной батареи необходимо вернуть поставщику по гарантии, а протоколы измерений использовать при подготовке и направлении рекламации поставщику.
  • Все измерения остаточной ёмкости и сопротивления аккумуляторов должны производиться приборами внесёнными в госреестр средств измерений РК и поверенные в соответствии с законодательством РК.

Комплектование систем питания

ЗАДАЧА
  1. Поддержание АКБ в рабочем состоянии на складе.
  2. Подбор аккумуляторов с одинаковыми параметрами.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

  • В первую очередь отбираются аккумуляторы, прошедшие процедуру входного контроля с первого раза и имеющие значения внутреннего сопротивления равные или менее паспортному значению.
  • Если необходимо подобрать аккумуляторы из одной партии для установки в двух или более ИБП, то из всего массива аккумуляторов, в каждую группу выбираются максимально близкие аккумуляторы по сопротивлению.
  • Для выдачи аккумуляторов со склада необходимо придерживаться правила FIFO — First In First Out «первым пришёл — первым ушёл», однако не стоит смешивать без острой необходимости в одной системе или группе аккумуляторы разных партий (года выпуска).

Монтаж аккумуляторных батарей

ЗАДАЧА

  1. Ввод в эксплуатацию аккумуляторных батарей.
  2. Инструментальный контроль монтажа включая межэлементные перемычки АКБ.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Перед подключением смонтированной АКБ в ИБП необходимо произвести процедуру ввода в действие аккумуляторной батареи по следующему алгоритму:

  • Произвести маркировку аккумуляторов по порядку начиная с №1.
  • Произвести контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) заряд-разряд с поэлементным контролем аккумуляторов согласно ППР «Ввод в действие SLA и Ni-Cd АКБ»(запросите ППР у менеджеров нашей компании).
  • Осуществить заряд аккумуляторов внешним зарядным устройством по схеме UI (запросите ППР у менеджеров нашей компании).
  • По окончанию заряда провести измерение внутреннего сопротивления и напряжения аккумуляторов, а также сопротивления перемычек с помощью тестеров АКБ CONBAT RT1000
  • Произвести измерение сопротивления изоляции АКБ
  • Номер измерения аккумулятора в отчетах КТЦ и по измерениям внутреннего сопротивления должны строго соответствовать номеру в группе, указанному на этикетке для однозначной идентификации.

Текущая эксплуатация (1 раз в 6 мес)

ЗАДАЧА

  1. Каждые 6 месяцев проводятся следующие работы с аккумуляторными батареями и проверка параметров ИБП, которые могут влиять на работу АКБ.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

  • Измерение напряжения и внутреннего сопротивления аккумуляторных батарей в режиме он-лайн (без отключения от ИБП).
  • Измерение сопротивление изоляции.
  • Проверка параметров ИБП.
  • Измерение уровня пульсаций выходного напряжения ИБП.
  • Проверка уровня электролита, в случае необходимости, доливка дистиллированной воды.
  • Измерение температуры и влажности в помещении.
  • Включение режима уравнительного заряда (boost charge). Время заряда от 24 до 48ч.
  • Очистка клапанных крышек.

Текущая эксплуатация (1 раз в 12 мес)

ЗАДАЧА

  1. Процедуру основного регламентного технического обслуживания необходимо проводить 1 раз в 12 месяцев, для количественного измерения остаточной емкости аккумуляторных батарей, измерения внутренней проводимости, проведения профилактических мероприятий, с целью оценки возможности дальнейшего использования АКБ в составе ИБП.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

  • Проверка параметров СБП (уставки напряжения подзаряда, наличие boost charge, уставки boost charge, наличие / уставки термокомпенсации, значения параметров входной сети, значения параметров линии байпаса).
  • Измерение температуры и влажности в помещении АКБ.
  • Измерение напряжения подзаряда на автомате АКБ или на + — батареи. (Автомат АКБ подключен).
  • Измерить уровень пульсаций выходного напряжения СБП на + — батареи. (Автомат АКБ подключен).
  • Измерить сопротивление изоляции.
  • Провести визуальный осмотр элементов АКБ, стеллажей с фотофиксацией выявленных замечаний: целость баков (корпусов, крышек), отсутствие течи (истоков) электролита, чистоту баков, стеллажей, пола, помещений; наличие (признаки) коррозии на перемычках, клеммах, зажимах элементов, наличие небольшого выделения пузырьков газа из аккумуляторов.
  • Протяжка болтовых соединений АКБ. Проверка момента затяжки.
  • Протирка, очистка аккумуляторных батарей, перемычек, клапанных крышек. Нанесение свежей смазки на контактные соединения и межэлементные перемычки.
  • Визуальная проверка уровня электролита аккумуляторов. При необходимости доливка.
  • Провести измерение внутреннего сопротивления и напряжения аккумуляторов, а также сопротивление перемычек с помощью тестеров АКБ CONBAT RT1000.
  • Произвести контрольно-тренировочный цикл разряд-заряд (КТЦ) с поэлементным контролем аккумуляторных батарей согласно ППР. Заряд аккумуляторов осуществить внешним зарядным устройством по схеме UI. (запросите ППР у менеджеров нашей компании)
  • Номер измерения аккумулятора в отчетах КТЦ и по измерениям внутреннего сопротивления должны строго соответствовать номеру в группе, указанному на этикетке для однозначной идентификации.
  • Загрузить отчет по измерениям в электронную БД и «привязать» к соответствующей группе батарей, находящейся в соответствующем разделе. Проследить динамику изменения напряжения и сопротивления аккумуляторов в группе.
  • Включение режима уравнительного заряда (boost charge). Время заряда от 24 до 48ч.

Ремонт, замена, модернизация аккумуляторов

ЗАДАЧА

  1. Восстановления работоспособности аккумуляторной батареи в ИБП
  2. Частичная замена неисправных аккумуляторов из состава ЗИП
  3. Ротация (перестановка) аккумуляторных батарей в группах ИБП, сборка групп АКБ с одинаковыми параметрами, исключение неисправных элементов из эксплуатации.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

  • В случае, если аккумуляторная батарея состоит на более чем 30 % из неисправных аккумуляторов, то данная АКБ подлежит полной замене. Если количество неисправных аккумуляторов достигает количества менее 30 %, возможна частичная их замена из числа ЗИП новых или б/у аккумуляторов аккумуляторных батарей, хранящихся на складе.
  • В случае, если в ИБП эксплуатируется несколько групп АКБ, действенным является перестановка аккумуляторов, с целью подбора работоспособных аккумуляторов (с одинаковыми параметрами: сопротивление, температура, остаточная емкость) в группы и исключение неработоспособных аккумуляторов.

Вывод из эксплуатации. Утилизация

ЗАДАЧА

  1. Метрологическое обеспечение вопросов вывода из эксплуатации, утилизация АКБ
  2. Планирование бюджетов закупок

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Признание аккумуляторной батареи не пригодной для дальнейшей эксплуатации осуществляется по следующим критериям:

  • Остаточная емкость аккумуляторной батареи менее 80 % от номинальной (для SLA).
  • Остаточная емкость N-Cd аккумуляторной батареи менее 60 % от номинальной или время автономной работы не соответствует проектному значению
  • Вышел срок службы аккумуляторной батареи.
  • Имеются внешние механические повреждения, нарушения целостности или геометрии баков (трещины, сколы, вздутие).
  • Имеются внутренние повреждения аккумуляторных батарей (короткие замыкания, отрыв борнов от платин и т.д.), подтвержденные инструментальным контролем.
  • Наличие следов утечки электролита через стык бака аккумулятора с крышкой, а также через места крепления выводов и предохранительных клапанов у герметизированных аккумуляторов.
  • Количество циклов заряда-разряда достигло максимального значения для данной батареи (для аккумуляторных батарей работающих в режимах циклических разрядов должен вестись учет количества отработанных циклов).
  • Наличие следов утечки электролита через стык бака аккумулятора с крышкой, а также через места крепления выводов и предохранительных клапанов у герметизированных аккумуляторов.

Демонтированные аккумуляторные батареи, емкость которых более 90 % для SLA и более 80 % для Ni-Cd, могут пополнить запас ЗИП для оперативной замены аналогичных аккумуляторов в других СБП.

Вышедшие из строя аккумуляторы, в отличие от большинства обычных товарно-материальных ценностей, превращаются не просто в отходы, а в опасные отходы. Утилизацией таких отходов занимаются специализированные предприятия и организации, получившие соответствующую лицензию на осуществление такой деятельности (по вопросам утилизации АКБ вы можете обратиться к нашим специалистам).